Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 – 8 классов составлена на основе:

• Интегрированной программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов / Л.Г. Савенкова – М,: Вентана-Граф, 2014г.;

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобранауки России от 17 декабря 2010 года № 1897);

• Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (М.: Просвещение, 2010.). Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально – пространственных способностей, сохранения преемственности и изучении предмета обучающимися начального и среднего звена. При составлении тематического планирования были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Методологическая основа программы, педагогический подход опираются на базовые положения научной школы Б.П. Юсова, в частности его концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в федеральном государственном научном учреждении Институт художественного образования Российской академии образования. Научно - методическое обеспечение программы, предлагаемые формы, методы и технологии обучения учитывают современный социокультурный уровень развития общества, историю развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию, передовой опыт учителей – практиков. Предлагаются нестандартные формы общения педагога с обучающимися, построенные на принципах сотворчества, предполагающие изменения статуса ученика, превращение его из объекта в субъект образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого, духовно- нравственного, эстетического потенциала обучающихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей. В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство»: 1. Формирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно- нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения; 2. Овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развития потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно - значимой ценности; 3. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунок, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно – коммуникационных технологиях и проектной исследовательской деятельности. Цель программы по изобразительному искусству в основной школе – реализация фактора общего и эстетического развития обучающихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение обучающимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством. Задачи изучения предмета «Изобразительного искусство» Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений. Развитие способности к эмоционально – чувственному и осознанно – мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности. Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными художественным материалами, инструментами, техниками. Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления обучающихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями. Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства. Общая характеристика учебного предмета Фактор развития реализуется в программе через формирование дифференцированного зрения, освоение выразительности художественно – образного языка изобразительного искусства, приоритетность самостоятельной художественно – творческой деятельности школьника, восприятие им разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процесса в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами: изобразительное искусство - окружающий мир; изобразительное искусство - литература; изобразительное искусство – музыка; изобразительное искусство – информатика; изобразительное искусство – технология (труд) и т.д. Характерными признаками полихудожественного подхода и развивающего обучения в условиях освоения изобразительного искусства являются следующие. Духовное возвышение обучающихся. Необходимость воспитания у подростков духовных потребностей и интересов, высоких эмоциональных переживаний по поводу искусства, нравственных помыслов как высшей задачи урока искусства и развития школьников. Духовная устремлённость помогает развивать в ребёнке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает ему откликаться на возвышенные стимулы жизни. Действие, радость, увлечённость школьника процессом творчества. Изобразительная деятельность должна порождать в ребёнке чувство радости, инициировать самореализацию в творчестве и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что является предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний. Живое общение с искусством. На уроках искусства необходимо организовать общение ребёнка с живым словом, музыкой, ритмом, движением, красками, формами; дети должны быть свидетелями и непосредственными участниками в создании творческого продукта. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. В ходе знаний необходимо развернуть в сознании обучающихся картину мира во всех его проявлениях. Природное окружение, архитектура, произведения искусства, люди с разнообразными характерами и желаниями устремлениями, ближний и дальний космос. Солнце и звёзды, разные страны и континенты должны быть представлены во взаимосвязи и взаимодействии со всеми жизненными ситуациями в обществе. Опора в общении на региональный компонент художественной культуры. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно – исторических характеристик местности, своеобразие художественной культуры региона, которые педагогу важно учитывать и использовать в процессе обучения, выстраивая учебное -информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Реализация полихудожественного интегрированного подхода. Полихудожественный подход в сравнении с монохудожественными, и интегрированные формы организации занятий обладают большим педагогическим и воспитательным потенциалом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусства помогает обучающимся почувствовать художественное явление в разных сенсорных обликах, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с обучающимися по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности. Сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений. Представления школьников нередко односторонни и разрозненны, основаны на механическом запоминании, страдают словесно – логическим формализмом. Для многогранного восприятия мира, который познаёт школьник и в котором ему предстоит жить, необходимо развивать все каналы восприятия. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность обучающегося должны дать ему возможность раскрыть разнообразие чувств, ощутить полноту жизни за счёт активного развития тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс должен по возможности обеспечивать освоение и порождение обучающимися полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны: 1. Исполнительская сторона искусства, основанная на многократном повторении, тренинге, расчёте; 2. Творческая, порождающая открытия, требующая выразительности, одухотворённости, фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности; 3. Самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу духовного наполнения. Активное творчество школьников. Содержание программы 5 – 8 классов и заложенные в ней педагогические задачи требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление в искусстве и индивидуальное развитие каждого ученика. Всемирное развитие творческих способностей подростков решаются в организации их напряжённой работы над выполнением заданий, требующих разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремлённость детей находит разрешение в социальных методах работы в условиях сотворчества учителя и обучающихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за четыре года обучения 136, по 34 ч в год. В каждом классе отводится 1 час в неделю. Срок реализации программы – один учебный год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают: 1. Социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2. Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; 3. Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. Мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения; 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение; 6. Развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии; 7. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства: 8. Воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; 9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности; 10. Бережное отношение к духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать: 1. Освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы решения; 3. Развитие способности понимать причины успеха (неуспеха) учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать; 4. Развитие способности откликаться на происходящие в мире, в ближайшем окружении; 5. Развитие визуально – образного мышления. Сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве; 6. Активное использование речевых, музыкальных, знаковосимволических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения; 7. Развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; 8. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; 9. Воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировать излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории; 10. Овладение способами ведения коллективной творческой работы 11. Развитие пространственного ощущения мира; 12. Освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства; 13. Формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; Предметные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать: 1. Сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; 2. Сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края; 3. Развитость устойчивого интереса к изобразительному искусству; 4. Индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах; 5. Развитость коммуникативности и художественно – образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания; 6. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства; 7. Развитие фантазии и воображения детей; 8. Использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов; 9. Сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфики, овладение выразительными особенностями языка пластических искусств; 10. Умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению; Содержание учебного предмета 5 класс В программе 5 класса содержатся темы, изучение которых расширяет представления обучающихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть программы посвящена изучению и освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объёма, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погружение обучающихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал – форма – цвет – практическая значимость вещи». Предметная среда рассматривается как особое, личное, определённым образом организованное пространство каждого человека. В основе раздела, посвящённого восприятию изобразительного искусства, лежит знакомство с искусством Древней Греции, русским этносом, традиционным народным творчеством России, былинами и сказаниями, ставшими основой для развития искусства. В разделе, посвящённом творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А.Г.Венецианове, П.П. Кончаловском, Н.К.Рерихе, Э.А.П. Гогене, П. Сезане. Понять произведение искусства обучающимися помогает осмысление взаимосвязи «природа – человеку, человек – природе»: они знакомятся с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этических групп, особенностями их мировосприятия и мировоззрения. Восприятие изобразительного искусства у школьников связанно с развитием представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве 6 класс Содержание программы 6 класса направлено на развитие представлений бучающихся об окружающем мире и месте в нём человека, о природе, обществе, культуре, на формирование у школьников представлений о процессах освоения человеком окружающего природного ландшафта в разные исторические периоды. Важное место занимает история развития архитектуры как отражение мировоззрения человека. В тесной связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры рассматривается интерьер, костюм, предметы дворянского и крестьянского быта, а также организация окружающего пространства и его утилитарно – практическая составляющая в зависимости от назначения, в том числе литературная и музыкальные гостиные. Особое внимание уделяется становлению представлений о форме и стили в искусстве. Самостоятельное творчество обучающихся направлено на выполнение индивидуальных и коллективных проектов, макетов, выполненных с учётом взаимосвязей между предметами в заданном пространстве, в том числе с помощью компьютерных программ. Раздел восприятия произведений изобразительного искусства направлен на формирование представлений о глубинной взаимосвязи «человек – природа – архитектура». Раскрывается взаимообусловленность формы и характера украшения архитектурного сооружения и «вмещающего ландшафта», природных условий, общей экологии. Изучаемые темы дают представление об историческом жанре в изобразительном искусстве, в том числе об историческом портрете, натюрморте, символике в живописи и орнаменте. Обучающиеся знакомятся с биографией и творчеством Д.Г.Левицкого, В.И. Сурикова, Дж. Моранди, Я. Вермеера, Делфтского, М.К. Эшера и др. 7 класс В учебнике 7 класса содержится несколько глав, которые позволяют обучающимся рассмотреть связи изобразительного искусства с наукой. Тема «Наука и искусство» раскрывает процесс художественного творчества, помогает осмыслить и понять символику изобразительного искусства и мифологию. Практическая часть ориентирована на освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности. Глава «Природа и творчество» биоархитектуре: мотивам природы в застывших формах, природной форме и стилизации, связи природы и дизайна. Большое внимание уделено развитию заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы, пространственному расположению объектов в реальной и природной среде. Работа на уроках направлена на понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры. Важной частью этого раздела является рисование с натуры объектов природы, создание зарисовок и этюдов фигуры человека в движении и в статике. Значительное количество времени выделено на изучение изобразительного искусства в театре; сценографию, создание костюма, грима, оформление афиши, пригласительного билета. Завершает курс коллективные творческие проекты, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города. Раздел восприятия представлен именами художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ж.Пьера, К.С. Петрова – Водкина, Андрея Рублёва, П. Пикассо. 8 класс Программа 8 класса, завершающая курс изобразительного искусства в школе, направлена на углубление знаний, полученных в предыдущих классах, и представляет собой начальный курс мировой художественной культуры. На этом этапе вводится понятия стиля в искусстве. В главе «Образы искусства» представлено искусство Древнего Египта и Мессопатамии, Античности, европейского Средневековья. В курсе 8 класса рассматривается и осваивается художественнообразные средства искусства: форма, цвет, пространство мира, особенности восприятие искусства, его понимание и осмысление. Раскрывается понятие импровизации в разных видах искусства, рассматривается взаимосвязи «ритм – мелодия – динамика»; «равновесие – статика – динамика-симметрия», их роль в искусстве. Даётся представление о связи формы и содержания в искусстве. Осваивается взаимосвязь «композиция – конструкция – структура» на плоскости, в объёме, в пространстве. Большое значение в программе 8 класса придаётся самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающихся, способствующей развитию их творческой инициативы, креативности и социальности. Предлагаются комплексные развивающие методики развития у школьников стремления к самообразованию в области искусства. В содержании программы много внимания уделяется взаимодействию искусств, единой природе разных видов художественной деятельности на уровне художественного образа, художественной формы, пространственности, композиции, эмоционально – образной основе всех видов искусства. Творческие знания связаны с созданием пластической формы по мотивам других видов искусства. В темах, вязанных с восприятием искусства, нашли отображения понятия исторического времени и пространства, связь времён в искусстве. Формируется представление школьников о том, что художники – это свидетели истории. Особое внимание следует уделять осмыслению пространственного образа разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, театра, живописи, литературы, музыки; человека в пространстве культуры и времени; зависимости формы, композиции, характера произведения от решаемого пространственного образа. Формируется представление о выражении времени в искусстве: «историческое пространство – человек – среда – искусство». Искусство позиционируется как средство познания и усовершенствования мира. Планируемые результаты изучения учебного предмета Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Обучающийся научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. Обучающийся получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Обучающийся научится: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно - нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально - нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. Обучающийся получит возможность научиться: • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ. Обучающийся научится: • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. Виды и жанры изобразительного искусства. Обучающийся научится: - различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; - различать виды декоративно-прикладного искусства, понимать их специфику; - различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла. Обучающийся получит возможность научиться: - определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; - понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино. Обучающийся научится: - определять жанры и особенности художественной фотографии, ее отличие от картины и от нехудожественной фотографии; - понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; - применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; - понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; - понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности Для проведения уроков изобразительного искусства используется кабинет информатики. Место учителя оборудовано следующими предметами: • Компьютер; • Проектор; • Мультимедийные образовательные ресурсы. В кабинете имеются:  Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству;  Альбомы по искусству;  Натуральный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (предметы быта, геометрические тела)  Раздаточные наглядные пособия. Учебно-методическая литература: 2. Изобразительное искусство: 5, 6, 7 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций / Е.А. Ермолинская , Е.С. Медкова, Л.Г.Савинкова. Под редакцией Л.Г. Савинковой - М.: Вентана Граф, 2014. 3. Картины русских художников. Саврасов. Левитан. Демонстрационный материал с методичкой. Издательство: Айрис-Пресс. 2015 г. 4. Картины русских художников. Васнецов. Билибин. Демонстрационный материал с методичкой, 2015 г. Издательство: Айрис-Пресс. 5. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М.: Эксмо,2010.

Back to Top